ХЭЛЬГА (tec_tecky) wrote,
ХЭЛЬГА
tec_tecky

"Впереди всегда - новое возрождение"

"Маргарита Волошина вспоминает о беседах с Михаилом Чеховым: "Когда на его вопрос об отношении Рудольфа Штейнера к театру я рассказала о режиссерской работе Штейнера по постановке драм-мистерий, он явно испугался. И я еще раз почувствовала - что и раньше бывало - как трудно сначала человеку Востока признать, что смысл в христианстве не в бегстве от мира, но в преображении, одухотворении человеческой культуры и всей Земли силой Христовой". Волошина Маргарита (М. В. Сабашникова) Зеленая Змея. История одной жизни. Пер. с немецкого М. Н. Жемчужниковой

Из сравнительно недавно вышедших на русском языке книг тех, кого можно назвать представителями французского католического возрождения рубежа XIX-XX веков, книгу Поля Клоделя "Глаз слушает" необходимо было бы читать всем, желающим понять, как нужно воспринимать европейскую культуру, как воспринимает себя она сама: эта книга предполагает настроить наш непривычный глаз на классический образ европейской культуры.

Перед нами мир, не в коей своей точке не останавливающий предстоящего ему на поверхности. Нас настойчиво и неуклонно ведут в глубину "просто вещей". Потому что эта культура не просто знает, как наша, а - помнит каждый миг, что с момента Боговоплощения всякая плоть причастна Богу, всякий момент времени - вечности, всякая вещь - смыслу. В периоды, когда это живое знание начинает затмеваться торжествующим позитивизмом, когда мир овнешняется, опасаясь по разным причинам двигаться вглубь, от единственно остающейся в его владении, доступной и - по видимости - надежной, внешней границы, неизменно создаются словари языка вещей: в XVIII веке - сборники "Эмблемата", в ХХ - энциклопедии символов. Потому что впереди всегда - новое возрождение.

Для европейской культуры свой - язык драгоценных камней, язык животных, язык плодов, язык цветов (вспомним хотя бы безумную Офелию). А мы и до сих пор иногда реагируем на западный натюрморт, как птицы на виноград Зевксида...

Никогда для европейца радуга над полем не станет "просто" пейзажем, никогда не забудет он в ней символа Божьего завета, заключенного с Ноем, семи добродетелей, из которых ткется белый покров совершенства, семи наук, возводящих к вершине мудрости, уцеломудривающих человека, - а если забудет, то, пожалуй, перестанет быть европейцем".

Т. Касаткина "Священное в повседневном"

См. также

Татьяна Касаткина
Глаз европейского христианства



Tags: human being, humanisti, sherlock, sherlock & ontology, Татьяна Касаткина, Текст, литература, личность, любовь, онтология, поэзия, филология, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment